Покровская церковь с. Алтайское -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

 

     Источник, обнаруженный нами в Государственном Архиве Алтайского Края и подтверждающий наличие храма в с. Алтайском уже в сороковых-пятидесятых годах XIX в – это «ведомость о церкви самостоятельной, Покровской села Верхне-Каменскаго, Бiйскаго округа за 1898 годъ». Ведомость буквально в первом своем пункте говорит: «Первая церковь, сгоревшая 15 декабря 1856 года, была освящена въ 1840 году»[1]. Из этого можно сделать вывод, что, скорее всего, она была так же,  как и последующая церковь деревянной. Никакой более подробной информации о том храме не сохранилось.

     Далее «ведомость» описывает собственно Покровскую церковь с. Алтайское. Сообщается, что церковь была заложена в 1857 году, построена на средства прихожан в 1859 г., освящена 15 августа 1860 г благочинным с. Красноярского Покровской церкви, священником Лаврентием Невским. «Зданием деревянная» церковь была выстроена на каменном фундаменте «съ таковою же въ связи колокольнею». Была прочной, обшитой тесом, окрашенной, обнесенной кругом деревянной оградой с отдельной от церкви сторожкой. Ведомость говорит, что имелся и план на строительство, которого, к сожалению, в архивных материалах разыскать не удалось.

     Престол в новопостроенном храме был один, как уже говорилось выше, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Кроме строительства церкви, верующее население видимо позаботилось и о внутреннем убранстве храма, о всем необходимом, для совершения богослужений. «Ведомость» говорит, что церковь «утварью достаточна». А именно, в храме имелось 17 комплектов священнических облачений; 3 серебряных потира: большой потир с прибором – весом 4 фунта 34 золотника, малый – с прибором 1 фунт 62 золотника, другой малый весил 1 фунт 44 золотника; два больших Евангелия в бархатных переплетах и серебряной оправе, два малых молебных в медной позолоченной оправе; два напрестольных серебряных креста: один весом 72 ½ золотника, другой 1 фунт 39 золотников.

     Притча в церкви было положено 2 священника и 2 псаломщика. Однако, по Указу Томской Духовной Консистории от 11 июня 1896 г. за № 4073 местопребывание одного священника и одного псаломщика определено  «въ деревне Нижне-Каменке того же прихода»[2]. Не совсем понятно с какой целью был издан этот указ т. к. в Нижнекаменке в то время уже стоял с 1893 г. свой храм. Однако установить личности служащих там священника и псаломщика не удалось. Можно предположить, что в этот период времени, место Настоятеля в Нижнекаменском приходе было вакантным и священник из Верх-Каменки, проживающий там, окормлял верующих.

     Земли усадебной при Покровской церкви не было. Пахотной и сенокосной земли полагалось 99 десятин: причем, пахотная предоставлялась в пользование прихожанам, а сенокосные земли использовались причтом. Качество церковной земли определяется средней плодородностью. В дореволюционное время планы и акты на указанные земли хранились непосредственно в храме, в настоящее время земельные документы не обнаружены.

 Прихожанами были построено три «достаточно удобных» дома. В двух из них жил причт, третий использовался в качестве просфорни.

На содержание причта жалования положено не было, а прихожане платили ругу ржаным хлебом по 350 пудов священнику и по 125 пудов псаломщику.

«Ведомость» говорит о наличии приходской школы, старшие учащиеся которой участвовали в церковном богослужении.

В приходе существовало «Алтайское приходское попечительство» открытое 19 октября 1896 года. Председатель попечительства – бийский купец А. П. Фирсов. Кроме «непременных» в членах этого общества состояло 2 человека. Задачи перед попечительством ставились просветительско-благотворительные как о том сказано в «Высочайше утвержденном о попечительствах положении».

Для записи журнальных постановлений Томской Духовной Консисторией на приход выделена шнурованная книга.

Имеются сведения о том, что Покровским храмом с 1879 г. велась церковная летопись, а еще ранее – с 1878 г. велся богослужебный журнал. Однако самих указанных источников а фондах Краевого Архива пока обнаружить не удалось.

Имеется еще часть рукописного текста  «Ведомости о церкви самостоятельной, Покровской села Верхне-Каменскаго, Бiйскаго округа за 1898 годъ», которую, ввиду плохой сохранности читать почти не возможно.

     Указанную ведомость 1898 г. частично помогает восстановить, и показывает изменения в жизнедеятельности прихода клировая ведомость 1910 г. В штате здесь числился уже один священник и один псаломщик и теперь они получали  жалование из казны: священник 300 руб., псаломщик – 100 руб. в год. Кружечных доходов получено за 1910 г 800 руб., а вот других источников содержания причта по-прежнему не имелось.

Уменьшилось  количество церковных земель. Если в 1898 г. – это 99 десятин, то на конец первого десятилетия  ХХ в. эта цифра составляет всего 52 десятины «удачного» качества. В этот период времени причт пользовался  только сенокосной землей, а пахотная оставалась в запустении.

В 1902 – 1903 гг. тщанием прихожан на церковной усадебной земле Покровской церкви были построены дома для причетников, которые составляли собственность прихода. Других зданий на тот момент времени не имелось.

«Разстоянием сия церковь от Консистории в 600 верстах, от местного благочинного в с. Карагуж в 70 верстах, от уездного города Бийска в 80 верстах, почтово-телеграфное отделение находилось «тут в Алтайском». Почтовый адрес церкви: Алтайское почтово-телеграфное отделение Томской губернии.

Ближайшая к сей церкви: в с. Алтайском же Иоанно-Златоустовская единоверческая и Нижне-Каменская Михайло-Архангельская в 7 верстах.

Приписных к сей церкви церквей/часовен 2: приписная церковь в деревне Сарасе во имя Святителя Николая Чудотворца деревянная без фундамента, обита снаружи тесом, окрашена масляной краской, построена в 1893 г. на средства прихожан, освящена в 1906 г. Церковным старостой состоит местный крестьянин Петр Онисимович Семенов, утвержден в должности в 1910 г.

Дома кладбищные  и молитвенные к сей церкви приписанные: домов молитвенных в приходе два в деревнях Бирюкса и Комар, кладбищных домов нет.

Опись церковному имуществу заведена с 1840 года. Хранится в целости, проверена в    –  году.

Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью консисторией даны в декабре 1908 г. ведутся исправно и хранятся в целости.

Копии с метрических книг хранятся в целости с 1840 г.

В обыскной книге, выданной в 1908 г. декабря 23 дня, за шнуром и печатью, 103 писанных листов, 48 не писанных.

Исповедные росписи находятся в целости с 1840 г.

Книги до церковного круга подлежащия имеются.

Церковные деньги в целости за ключом старосты и печатью церковной. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях: рентовый лист на 100 руб., а билет находится в целости»[3]

В 1910 г. в приходе имеются школы: в Алтайском их было три.

Одна школа Министерства Народного Просвещения двухклассная существует с 1910 г. Размещалась в собственном доме. На ее содержание отпускалось из Епархиального Училищного Совета 300 руб. В 1910 г. в этой школе обучалось 44 мальчика и 16 девочек.

Другая – это церковно-приходская школа одноклассная.

Третья была  школой грамоты. На ее содержание отпускалось из Епархиального Училищного Совета 240 руб. В 1910 г. в этой школе обучалось 24 мальчиков и 6 девочек.

Кроме этого, при приписной церкви в Сарасе также  имелась одноклассная церковно-приходская школа. Размещалась она в собственном доме. На ее содержание отпускалось из Епархиального Училищного Совета 200 руб. В 1910 г. в этой школе обучалось 33 мальчика и 17 девочек.

     Ведомость сообщает имя церковного старосты, который занимал свою должность с 1892 г. Это тот самый Андрей Платонович Фирсов – бийский купец, который в 1896 стал Председателем Алтайского приходского попечительства.

Ведомость 1910 г. указывает, что этот год и был последним годом посещения церкви архиереем.

Более подробную информацию о становлении церковной жизни в с. Алтайском мы можем встретить в «Справочной книге по Томской епархии» – единственном подробном периодическом источнике на конец XIX – нач. ХХ вв.

Выписка из Справочника за 1909-1910 гг. по 1911 г., содержащего  Покровскую церковь под порядковым № 434 в разделе 29-го Благочиния Томской епархии:

«приход Врхне-Каменский (Алтайский): церковь деревянная однопрестольная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1859 г. Земли при ней пахотных и сенокосных 99 десятин. Разстояние от г. Томска 600 верст.

Состав прихода: с. Верхне-Каменское (оно же Алтайское) Бийскаго уезда, деревня Бирюкса в 15 верстах, Сараса – 7 верст, Каморъ – 30 верст, Кыркыла – 20 верст, Устюбъ – 30 верст и заселок Осокинъ – 10 верст.

Прихожан обоего пола 3426 душ, в том числе раскольников 81 человек.

Притча по штату: один священник и один псаломщик.

Содержание притча при готовых  причтенных  домах: жалование из казны 400 руб. и доходы от треб.

Приписная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая в деревне Сарасе и походная церковь во имя того же Святителя Николая в с.Верхъ Каменскомъ.

Молитвенный дом в деревне Бирюксе, построен в 1900 г.

В с. Верхне-Каменском часовня.

Церковно-приходские школы три:

1)     в селе Верхне-Каменском открыта в 1890 г.; учитель А. И. Ковалев, окончил курс в Бийском катехизаторском училище, получал жалование 240 руб.;

2)     в том же селе, открыта в 1902 г.; учительница А. А. Васенеева, окончила курс в женской гимназии, получает жалование 180 руб.

3)     в деревне Сарасе, открыта в 1888 г.; учительница Е. Т. Крылова, окончила курс в женской гимназии, получает жалование 300 руб.

Учащихся в школах обоего пола: в первой – 60, во второй – 52 и в третьей – 56 человек.

В с. Верх-Каменском училище гражд. впд., открыто в 1879 г. 

Церковная библиотека состоит из 413 названий книг и библиотека читальная из 540 томов.

Церковно-приходское попечительство существует с 1896 г.».

Последняя обнаруженная нами Справочная книга по Томской епархии и датируемая 1914 г. дает следующие описания прихода:

«Врхне-Каменский (Алтайский): церковь деревянная однопрестольная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1859 г. Земли при ней пахотных и сенокосных 99 десятин.

Состав прихода: Бийского уезда с. Верх-Каменское (оно же Алтайское), деревня Бирюкса – 15 верст, Комар – 30 верст, Верх-Устюб – 50 верст, Саракса – 7 верст и заимки.

Причта по штату: 2 священника и 2 псаломщика. Содержаине: руги от прихожан, готовое помещение и доходы от треб.

Прихожан обоего пола до 3500, в том числе  раскольников обоего пола до 200 душ.

Разстоянием от Томска в 660 верст, от благочинного в 25 верстах.

Молитвенный дом в деревне Сарасе во имя Святителя и Чудотворца Николая и походная церковь тоже во имя Св. и Чудотворца Николая. Часовня в с. Алтайском.

2 церковно-приходские школы: одна в с. Верх-Каменском (оно же Алтайское), другая в деревне Сарасе. Открыты: 1-я в 1899 г., учительница Н. А. Бабушкина, с жалованием 120 рублей от епархиального училищного Совета; 2-я в 1888 г., учитель Н. И. Репин с жалованием 180 рублей от училищного Совета. Обе имеют собственные здания.

Попечительство с 1896 г.».

     Таким образом, можно видеть, что приход в Верх-Каменском был в те годы достаточно крупным. Об этом свидетельствует, в частности, наличие нескольких приходских школ. Единственная школа на территории современного Алтайского района, которая находилась в ведении Министерства Народного Просвещения, располагалась как раз именно в Верх-Каменском или Алтайском селе. Значительное количество обучаемых детей в разные годы в школах села говорит о масштабности прихода. Авторитетная личность церковного старосты Фирсова, человека, безусловно, богатого и уважаемого, также возвышает статус Покровского прихода. Из описания богослужебной утвари и облачений видно, что храм жил в достатке, и не испытывал нужды при исполнении богослужений. Далеко не в каждом приходе имелась и походная церковь. Здесь она видимо использовалась для совершения миссионерских поездок в отдаленные населенные пункты – это говорит о наличии спроса на церковные таинства и священнодействия не только в волостном центре, но и на ее периферии. Исходя из содержания  сохранившихся исторических документов, можно сделать вывод о том, что клир и причт храма вели активную просветительскую деятельность. Забота о народном просвещении видна и в наличии попечительского общества, и в количестве книжных экземпляров, находящихся в свободном для прихожан доступе, и в упомянутых уже выше миссионерских поездках, которые не могли, кроме непосредственно религиозной цели, не сопровождаться встречами с населением и учительской деятельностью. В архивных материалах  сохранились не только справочные данные, но и множество рукописных источников, касающихся делопроизводства Покровского прихода. Это во многом облегчает поисковую работу наших современников, которые занимаются проблемами историографии вопроса.

 

 

 

 Духовенство, причетники Покровского храма.

XIX – нач. XX вв

     Подробных сведений о причте сгоревшей в 1856 г. в с. Алтайском церкви не имеется. Фонды Государственного Архива Алтайского Края сохранили практически один документ тех лет, дающий информацию относительно служившего в те годы священника. Это рапорт в Барнаульское Духовное Правление – первое свидетельство, относящееся к истории православия на территории современного Алтайского района. «Нужно къ здешней села Верх-Каменского Покровской церкви приходорасходныя книги…две белыя тетради две скрепы пшнуровать чатание»[4]. Документ датирован 29 декабря 1840 г. и подписан  рукой священника Андрея Ионина. Точно такого же содержания рапорт был подан священником Андреем и в марте 1841 г, что, видимо, было обусловлено отсутствием ответа Барнаульского Духовного Правления на первую его просьбу. Т.к. упомянутая выше церковная ведомость 1898 г. говорит, что первая церковь в Верх-Каменском освящена именно в 1840 г., следует полагать, что  первым священником был именно священник Андрей Ионин. 

     Освящение нововозведенного здания церкви было совершено  священником Покровской же церкви с. Красноярского Лаврентием Невским 15 августа 1860 г. Есть мнение о том, что он же и остался здесь в качестве постоянного священника. По другим данным, которые, впрочем, также ничем не подтверждаются,  на должность священника Покровской церкви с Верх-Каменское в 1860 г. был назначен некто Димитрий Завадский. Сведений о священнике Димитрие Завадском, кроме его имени,  найти не удалось.

     В последующие годы информация о клире и причетниках также теряется. В сборнике «Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае» к документам №№ 75, 76 и 77  имеется приложение списка церквей, где причт получает жалование из казны, а где нет. Этот список датирован также 1860 г. В разделе Бийского округа имеется информация о том, что в Покровской церкви число лиц причта составляет четыре человека. Как тогда было принято назначать штат храмовых служителей, думается, это были священник, дьякон, дьячек и пономарь. Оклад жалования на всех составлял 312 руб. в год.

    Последующие сведения, относящиеся к клиру Покровской Верх-Каменской церкви, были взяты в «Брачном обыске» за 1861-1868 гг. Согласно этому документу, весной 1863 г. священником здесь служил Павел Митропольский, дьякон Петр Курицын, дьячек Николай Седичев и пономарь Михаил Торопов. А уже в июне брачный обыск подписывается священником Даниилом Яковинсковым с указанными именами дьякона, дьячка и пономаря.

     Священник Даниил Яковинсков достоверно служил в Покровской Верх-Каменской церкви по июль 1867 г., что подтверждено теми же документами брачных обысков. Также ему сослужил дьякон Петр Курицын, прислуживали дьячек Николай Седичев и пономарь Михаил Торопов.

     «1868 года Генваря 22 дня» был произведен брачный обыск желающих вступить в брак жениха крестьянина Павла Васильевича Зырянова и девицы Иулии. Этот документ подписан следующим образом: «Верхне-Каменской Покровской церковью Заведывающий священник Ново-Тырышкинской Троицкой церкви Феодоръ Нинароков»[5].

     Таким образом, можно предположить, что по невыясненным нами причинам, с 1868 г., а вероятней, что и раньше, церковь в с. Алтайском оставалась без постоянного священника. В течение указанного года священник Феодор Нинароков окормлял верующих Покровской церкви. Также при  Покровской церкви служил в это время дьякон Петр Курицын, прислуживали дьячек Николай Седичев и пономарь Михаил Торопов.

     Информацию о служащих священниках и причетниках Покровского храма  с кон. 60-х по нач. 80-х годов установить пока не удалось.

     В 1884 г. благочинный священник Н.(имя и фамилия в рукописном тексте написаны неразборчиво) обращается с неким письмом к «Верхне Каменской Покровской церкви Настоятелю о. Семиону Сосунову». В этом же году священнику Семиону резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Владимира, епископа Бийского викария Томского в качестве помощника Настоятеля назначен священник Александр Воронцов. Таким образом с сер. 80-х годов  XIX в. в Покровской церкви служат два священника.

     В 1887 г. Томская Духовная Консистория рассматривает дело по происшествию прихода Алтайской волости Коинова Герасима Матвеевича, который собирался со всей своей семьей перейти из православия в единоверчество. Его Преосвященство рекомендует священнику Верх-Каменской церкви подвергнуть пастырскому назиданию крестьянина Коинова, которое «должно быть кротким и благоразумным, склонить оного к исполнению христианской исповеди и Святому причастию и присоединить детей своих к святой церкви через Таинство миропомазания». Документ датирован 20 октября 1887 г. и обращен к священнику Григорию Дагаеву, что говорит не только о месте его служения, но и о том, что служит он старшим священником.

     Как уже было сказано выше, «ведомость о церкви самостоятельной, Покровской села Верхне-Каменскаго, Бiйскаго округа за 1898 годъ» указывает на то, что на то время к данному храму причта было положено 2 священника и два псаломщика». Это косвенно подтверждают «Метрические книги данные из Томской Духовной Консистории в Покровскую церковь с. Верхне-Каменка благочиния № 29 для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших в 1888-1892 гг.».

     Так в 1888 г. требы (крещение, венчание и отпевание) совершаются священником Никитой Михайловым и псаломщиками Михаилом Овчинниковым и Арсением Василевским. Лишь в месяцы с апреля по июль требы служит священник Григорий Дагаев.

     В 1889 г. также все месяцы кроме апреля (священник Григорий Дагаев) все требы совершаются священником Никитой Михайловым (псаломщики Михаил Овчинников и Арсений Василевский). По всей видимости, некоторые месяцы 1888 и 1889 гг., когда требы совершались старшим священником храма Григорием Дагаевым, – это месяцы отпусков вторых священников.

     В 1890 г. Никита Михайлов более в числе служащих не упоминается. Но к имени старшего священника храма  Григория Дагаева  добавляется не одно имя – должность помогающего священника, а два. Это священник Михаил Лебедев и некий Михаил Дауров. Псаломщики при них все те же Михаил Овчинников и Арсений Василевский. Положение, когда в Покровском храме служили бы три священника, не отражено ни в справочнике по Томской епархии, ни в клировых ведомостях.

     В 1891-1892 гг. священнику Григорию Дагаеву помогает совершать богослужения и требы священник Михаил Лебедев при упомянутых псаломщиках Михаиле Овчинникове и Арсение Василевском.

     В 1899 г. на должность священника Покровской Церкви заступает Андрей Алексеевич Рыбкин. Сын псаломщика, в 1876 г. он окончил Барнаульское Духовное Училище и был назначен на должность псаломщика в с. Красиловское. В1884 г. переведен также псаломщиком к градобийской  Успенской церкви. 21 ноября того же года рукоположен во диаконы. В 1886 г. рукоположен во священники к «сыновской» Преображенской церкви. Через год утвержден в должности законоучителя церковно-приходских школ. В 1889 г. назначен противораскольническим миссионером благочиния Томской епархии № 28. В 1890 г. утвержден в должности духовника благочиния № 29. В течении нескольких лет состоял духовным следователем благочиний №№ 29 и 31, а также членом благочиннического совета 29 округа. Имеет награды: набедренник (1891 г.), скуфью (1895 г.), темно-бронзовая медаль за народную перепись (1897 г.), камилавка (1905 г.).  

     Вступил в должность псаломщика при сей церкви с 27 мая 1908 г. Иван Николаевич Репин 33 лет. Он окончил курс в бийском катехизаторском училище. В 1897 – 1908 гг. состоял учителем церковных школ.

     Исходя из данных метрических книг при Покровской церкви, достоверно можно сказать, что священник Андрей Рыбкин служил на этом месте включая весь 1914 год.

     Справочная книга по Томской епархии за 1914 г. говорит, что одновременно со вступлением на должность священника Покровского прихода Андрея Рыбкина в 1899 г. исполняющим должность псаломщика становится крестьянин Сергей Васильевич Иванов 23 лет, окончивший курс в сельской школе. Больше его имя нигде не встречается.

     К сожалению, не удается пока полностью восстановить последовательность служивших в Покровском Верх-Каменском приходе священнослужителей. Но и эта фрагментарная картина уже дает представление о духовенстве и причетниках храма, что открывает немалый интерес к этой проблематике. Примечательно, что достаточно продолжительное время в Покровской церкви служили два священника. Этого не встречается больше не в одном из храмов на территории современного Алтайского района. На мой взгляд, не в каждом волостном центре и в те годы служили по два священнослужителя. Это опять же свидетельствует о исключительном положении Верх-Каменского прихода. Священник, о котором удалось собрать больше всего информации – Андрей     Рыбкин. Безусловно, исходя из данных послужного списка, он был священником весьма авторитетным. Об этом свидетельствуют  множество факторов. Кроме того, что он окончил Барнаульское Духовное Училище, несколько лет трудился псаломщиком и учителем что, безусловно,  дало определенный опыт служения. Затем мы видим, что отец Андрей назначался на различные церковные послушания. Служил противораскольническим миссионером, духовным следователем, был членом совета благочиния, и, наконец, был духовником некоторых благочиний – проходил ответственные должности, на которые не назначаются люди случайные, малоопытные.


 


Материалы выпускной квалификационной работы студента V курса БДС иерея Димитрия Шевченко


[1] ГААК Ф. 26, Оп. 1. № 876. ЛЛ 65-68.

[2] ГААК Ф. 26, Оп. 1. № 1176. ЛЛ. 35-36.

[3] ГААК. Ф. 26. Оп. 1. № 1556, ЛЛ. № 39-39 об, 40-40 об.

[4] ГААК Ф. 26. Оп. 1. №. 1295. Л. 4.

[5] ГААК Ф. 26. Оп. 1. № 1538. Л. 139.